Аскулы

На главную страницу
Село Аскулы, расположенное в центральной части Самарской Луки, по одним данным было основано около 1600 года звенигородским Савво-Сторожевским монастырем, по другим - около 1650 года чувашскими переселенцами.
Аскульский овраг принадлежит к числу самых больших оврагов Самарской Луки, длина его составляет более двадцати вёрст, он доходит своею вершиною почти до верховьев Ширяевского оврага. Село Аскулы с 1768 года принадлежало братьям Орловым, и входило в их нераздельное имение.

В 1865 году из владений В.П. Орлова-Давыдова родовая Аскульская волость перешла дочери Наталье, вышедшей замуж за князя Д.Н. Долгорукого. В 1923 году в селе случилось необычайное происшествие. В ночь под Пасху, после утрени, по селу пронёсся слух: «Аскулы провалились и началось светопреставление». В эту ночь одна из сельских улиц, расположенных ближе к оврагу - Клоповка, осела в сторону оврага метра на два. Стоявшие на ней деревянные домики также опустились вместе с улицей. Причиной оседания Клоповки послужило само положение улицы вблизи склона оврага, проходящего через село. Будучи в течение ряда десятилетий местом для свалки, один из склонов оврага, по которому проходила улица, дал осадку, вызванную уплотнением мусора и навоза.

Совсем недавно в селе была активная жизнь. Жила молодёжь, рождались дети. Действовали школа, больница, магазин, клуб. Жители работали в колхозе имени М. Горького. Выращивали хлеб, овёс, горох. В колхозе была пасека.

Ныне село стало практически дачным. Летом приезжают бывшие жители, оно оживает. На зиму остаются в домах 12 – 17 бабушек. Опустели поля. Из средств цивилизации имеется только электрический свет в домах. Мимо проходит газопровод на Рождествено, но к селу газ не подведён. Воду берут из колодцев. Магазина нет. Продукты привозит зимой на «Буране» лесничий из Соснового Солонца по просьбе жителей. Если кто заболеет, то вывозят тоже на «Буране». Привязывают к нему корыто, сажают туда бабушку и везут.

Дома друг от друга находятся далеко, зимой дороги не чистятся. Нет связи и с Сосновым Солонцом. Кругом растёт репейник. Когда-то оживлённый просёлочный тракт в настоящее время замер. По нему можно проехать только летом, зимой дорогу заметает. И стоит древнее село, отрезанное от мира, засыпанное снегом, в ожидании оттепели и лета. Да и летом вся дорога в колдобинах и ухабах.

Места здесь очень красивые, грибные. Люди, привязанные к своей малой родине, не покидают село. Познакомились мы с бывшим счетоводом колхоза Марией Петровной Денисовой, она рассказала о купце второй гильдии А.А. Чукине, владельце одной из первых паровых мельниц в Самарской Луке. До сих пор стоит красивый дом Чукина, до 1959 года использовался под правление колхоза, магазин, теперь разорён, хотя и сопротивляется людскому варварству. А вот семья Ивашовых из Тольятти строит дом в селе, даже собирается зимовать в нём.

Побывав в селе, подумалось, что пройдёт немного времени и оно прекратит своё существование. Жаль, уходят настоящие российские корни.

Святой источник

Когда-то в селе была церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Деревянный храм построили в 1860 году по указу помещицы княгини Натальи Владимировны Долгоруковой. Причт состоял из священника и псаломщика.

В настоящее время строится и уже действует церковь во имя архистратига Божиего Михаила на средства иеромонаха Иова и прихожан.

Иеромонах Иова поселился здесь на постоянное жительство, переехав из Фёдоровки. Ведёт в церкви службу, встречает паломников. Обустраивает подворье, скит.

Пока не приехала в село, не знала, что в нём есть святой источник, так что сделала для себя открытие. Оказывается, известен он исстари. Брали люди из родника воду, и одному жителю села явлена была икона. Пришёл он за водой к роднику, а она стоит возле сруба. Взял икону, принёс в церковь. Утром она снова оказалась на своём прежнем месте. Опять принёс икону в храм, батюшка опечатал её по углам печатями, поставил в алтарь. Она вновь чудесным образом вернулась на источник. С тех пор почитают эту явленную икону как чудотворную.

По благословению построили возле источника часовню и установили в ней икону. В 1928 году часовню закрыли, одна из монахинь эту икону вынесла и спрятала. Передавалась она от бабушки к бабушке. Так и сохранилась. В первый водосвятный молебен передана была в церковь (28.08.05).

В селе из уст в уста, от отца к сыну передавались сведения об источнике, что он святой, хотя и пригоняли к этому месту колхозных лошадей на водопой. В настоящее время источник обустроен, около него вновь строятся часовня, купальня. Иеромонах Иова проводит здесь водосвятные молебны. Рассказывает, что приезжают паломники из Самары и Тольятти, даже приходит из Соснового Солонца бабушка, которой около 90 лет. Она, кстати, четырежды побывала в Иерусалиме.

…Кто знает, может быть, источник поможет вновь возродиться селу.


Радиус сбора:


В более новом собрании "Народная проза Самарской Луки" (составитель Ю.К. Рощевский, 2002) приводятся аналогичные былички с территории Самарской Луки (Среднее Поволжье, Самарская область): "Дикий крик" из с. Шелехметь, "Вирява" из с. Торновое, "Смех лешенки" из с. Малая Рязань, "Происхождение шишиги" из с. Сосновый Солонец, "Шишиги в колодце" из с. Аскулы, "Русалка в баклауше" из с. Мордово, "Лешенка и одеяло" из с. Брусяны, "Мужик и шайтан" из с. Севрюкаево и др. Это былички местных коренных народностей - русских, самаролукской мордвы (отдельный, исчезающий этнос), чувашей, татар.

Зона мифа: Аскулы-Сосновый Солонец-Малая Рязань-Брусяны-Мордово-Торновое-Шелехметь. Южный треугольник.

Hosted by uCoz